Мой привет
Всем привет! Я - Антонина, или Весна. Этот блог - мое душевное интернет-пространство, где я выражаю себя посредством разнообразного творчества. Это место радости, любви и надежд. Место, где мне тепло, уютно и хорошо. Место, где я отдыхаю и делюсь тем, что мне интересно и важно. Добро пожаловать!
Приглашаю в гостиную!
Твори для души
Добро пожаловать в марафон "Твори для души"! В марафоне мы учимся слышать и слушать себя, свою душу через ежедневное творчество. Присоединиться можно в любое время, когда душа пожелает! По вопросам ваших душевных публикаций в блоге пишите на почту: wesni@mail.ru
#творидлядушикаждыйдень
Моя мастерская
Рада видеть вас у себя в мастерской! Здесь вы можете посмотреть мои рукоделки, а также заказать для себя и своих деток бусы, слингобусы, вязаные развивающие игрушки и игрушки из фетра (цифры, буквы). По вопросам заказа пишите на почту: wesni@mail.ru.
Добро пожаловать!
Творчеству быть!
В блоге вы найдете множество творческих идей, которые мы реализуем совместно с детьми: поделки и игры, рисование, лепка, аппликации, мини-миры и сенсорные коробочки, сказки, театр, изучение букв, цифр и многое другое.
Присоединяйтесь к нам!
Главная » Статьи » Обзоры наших любимых игрушек

Игры с матрешками

 

Матрешка - русская народная деревянная игрушка, которая представляет из себя куклу, внутри которой находятся куклы меньшего размера, вложенные одна в другую.

Матрешка - не просто сувенир. Это отличная развивающая игрушка для ребенка. С помощью нее можно научиться сравнивать предметы по высоте, ширине, объему, обучить счету. Она развивает координацию рук, мелкую моторику, мышление у детей.

А кроме всех прочих достоинств, у нее очень интересная история и в ней сокрыт глубокий смысл. Кому не интересно, можете пропустить этот момент и сразу пролистать вниз к развивающим играм)

 

История создания матрешки и ее суть

 

По одной из легенд, она была создана в 90-х годах 19 века по эскизам художника Сергея Малютина. А идея создания матрешки возникла благодаря японской игрушке с изображением мудреца Фукурамы, в которой находились несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Имя Матрена, Матреша считалось в то время одним из наиболее распространенным женских имен, в основе которого лежало слово "матерь". И действительно, в матрешке олицетворяется образ женского начала, материнства, плодородия и бесконечности мира. Мать рождает дочь, та - свою дочь, и т.д. Т.е. жизнь продолжается вечно. Таким образом, матрешка со своим многочисленным семейством передает нам образ Рода, показывает несколько поколений предков и потомков.

Говорят, что в этой игрушке также заключена идея поиска истины и возможности найти ее, "докопавшись до сути", т.е. до последней матрешки. Как в сказке про Кощея Бессмертного, помните такую? Смерть Кощея находилась в игле, игла - в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце и т.д. Матрешка так же учит нас смотреть в глубину, не воспринимать мир поверхностно и за внешним учиться видеть внутреннюю составляющую. Не зря же говорят, зри в корень. Это как раз про это же самое.

А еще матрешка вроде бы одна, но в то же время состоит из множества своих проявлений, которые есть ее маленькие отражения. То есть она несет в себе символ единства и в то же время многопроявленности нашего мира, отражения малого в большом, а большого в малом, макрокосмоса в микрокосмосе и наоборот.

Также есть мнение, что матрешка показывает нам многомерность, многослойность Вселенной и человека (его чакр, энергетических тел: физического, эфирного, астрального, ментального и т.д.). А размер матрешки будто бы показывает нам, когда формируется определенное тело человека. Например, разные источники указывают, что физическое тело созревает к первому году жизни. И первая, самая маленькая матрешка, призвана помочь малышу утвердиться в мире Яви, она связана с красной чакрой и должна быть красного цвета. Эфирное тело формируется к трем годам, оно связано с чакрой оранжевого цвета, поэтому следующая матрешка размером побольше и оранжевого цвета. Астральное тело формируется к 7 годам, ее цвет - желтый. Ментальное тело - зеленого цвета, формируется к 12-14 годам. Голубая матрешка (горловая чакра) - это каузальное тело, которое формируется к 21 году. Синяя матрешка - тело интуиции и духовного ума, когда человек становится Отцом или Матерью. И, наконец, самая большая матрешка, фиолетовая, символизирует душу человека. Лучше всего осознаешь ее в возрасте Дедушки или Бабушки.

Таких же цветов должны быть и матрешки. Если честно, я не встречала матрешек, раскрашенных в цвета радуги, но сама идея интересная. Говорят, что красный цвет - очень мощный по силе, но у него невысокие вибрации. Он притягивает к земле и позволяет набраться ее живительной силы. Когда у человека мало этой энергии, у него мало сил и жизненной активности. Оранжевый цвет несет силу плодородия. Желтый - здоровье и устойчивость. Зеленый цвет поддерживает душевные силы и интуицию. Голубой помогает общению с людьми, дает интеллектуальные силы. Синий помогает понять законы Вселенной, дает дар предвидения. А фиолетовый гармонично распределяет все энергии.

Интересно все это, правда ведь? Вроде бы такая простая игрушка, а какая мудрость заключена в ней и глубина.

 

Как играть с матрешкой?

 

1. Знакомство с матрешкой.

 

Чтобы игрушка произвела впечатление на ребенка и ему потом хотелось с ней играть, знакомство с ней можно и нужно интересно обыграть. Например, так:

Показываем матрешку малышу: "Смотри, кто к нам сегодня пришел в гости! Это Матрешка. Какое у нее красивое платье, а какой платочек". Описывая детали матрешки, мы закладываем основу для развития речи ребенка, его словарного запаса. Рассматриваем Матрешку вместе с малышом, показываем, где у нее глазки, ротик, носик и т.д., во что она одета, что какого цвета.

Затем берем ее в руки и говорим: "Какая же она тяжелая". Потрясем ее. "А как она гремит! Там, наверное, что-то есть внутри. Давай посмотрим, что?". Произносим: "Матрешка, матрешка, откройся немножко", и открываем ее. Внутри матрешки обнаруживаем другую матрешку. Вместе с малышом удивляемся тому, что произошло. Рассматриваем вторую матрешку. Ставим две матрешки рядом и сравниваем их. Спрашиваем у малыша, какая из них выше, а какая ниже, во что одета одна, а во что другая. Говорим ребенку, что по форме матрешки похожи, а по размеру отличаются.

Затем предлагаем ребенку посмотреть, не спрятался ли кто-нибудь в новой матрешке. Проговариваем те же слова: "Матрешка, матрешка, откройся немножко", открываем ее и обнаруживаем там еще одну. Ставим рядом и сравниваем с предыдущими. Делаем так до тех пор, пока не выйдут все матрешки.

Выстаиваем все матрешки в ряд по росту. Обращаем внимание на то, что каждая следующая матрешка меньше предыдущей на голову. Рассматриваем матрешки, ищем в них сходства и различия.

 

2. Учимся с малышом открывать и закрывать матрешки.

 

Обязательно называем эти понятия: "Давай откроем матрешку", "А теперь закроем ее".

Начать игру можно так. Спрячем в каждую матрешку какой-нибудь сюрприз для ребенка. Это могут быть небольшие игрушки, сладости (сушки, к примеру) или кусочки ткани, платочки. Затем скажем малышу, что матрешки приготовили для него подарки. "Давай посмотрим, какие подарки приготовили для тебя матрешки!". Если у малыша не получается открыть матрешку, помогаем ему. Рассматриваем подарки, говорим матрешкам "спасибо", а потом закрываем их.

Когда малыш научится открывать и закрывать матрешки, можно поиграть в игру на поиск половинок.

Откроем все матрешки (можно начать с двух матрешек, потом добавить остальных). Говорим малышу: "Давай поможем каждой матрешке найти и надеть свою юбочку". Так, вместе с малышом ищем для каждой верхней половинки матрешки нижнюю. И если половинка подошла, то закрываем матрешку. Обязательно комментируем свои действия: "Эта юбочка не подходит для матрешки, она маленькая", "А эта юбочка в самый раз".

 

3. Знакомим ребенка с понятиями "большая" - "маленькая", "высокая" - "низкая".

 

Ставим матрешки в ряд. Показываем на каждую матрешку и произносим: "Это матрешка самая большая (высокая)", "А эта поменьше", "Эта - еще меньше", и т.д., "А эта - самая маленькая (низкая)". Про самую большую матрешку говорим низким увесистым голосом, а про самую маленькую - высоким и тоненьким. Т.е. тембром своего голоса показываем различие между ними. Даем матрешки по очереди ребенку в руки, чтобы он ощутил их вес и почувствовал на ощупь различия между ними. Когда малыш усвоит понятия, можно попросить его показать, какая матрешка самая большая, а какая самая маленькая.

Можно поиграть в игру "Путаница"Ставим матрешки в ряд по росту друг за дружкой. Они у нас, к примеру, пошли в лес за грибами. А на обратной дороге некоторых матрешек меняем местами. "Матрешки перепутали свои места. Они забыли, где (за кем) они стояли". Просим малыша расставить их правильно по росту.

Так, строем (по росту) матрешки могут идти не только "в лес по грибы или по ягоды", но и просто "на прогулку", а еще рассаживаться вокруг стола, чтобы пообедать, водить хороводы.

 

Из коробок или кубиков можно делать для них домики и расселять соответственно росту.

 

Из колец от пирамидки - стульчики.

 

Или делать стульчики из баночек-вкладышей разного размера.

 

Предметы для матрешек тоже можно располагать соответственно их росту. Самой большой матрешке - самая большая корзинка для грибов, тарелочка для еды или кроватка, самой маленькой - маленькая.

 

4. Учимся прятать матрешки друг в друга.

 

Для начала можно открыть самую большую матрешку и показать малышу, как в нее может поместиться другая матрешка. Можно по очереди прятать матрешки друг в дружку. Тем самым, малыш поймет, что маленькую матрешку можно спрятать в большую, а большую в маленькую - не получится.

Выстроим ряд из матрешек. Раскроем их все. У нас получатся два ряда из "платочков" и "юбочек". Скажем малышу: "Давай спрячем матрешки". Самую маленькую прячем в рядом стоящую и надеваем "платочек". Затем из оставшихся берем самую маленькую и прячем в следующую, накрываем "платочком". Даем возможность малышу спрятать остальные матрешки. Так, малыш поймет принцип сборки матрешки.

Можно поиграть в такую игру:

Расставляем матрешки в ряд. Одну из матрешек прячем в другую. Просим малыша на слух определить, где же спряталась матрешка, в какой из них? Пусть он по очереди подносит матрешку к ушку и трясет ее. А когда пропажа найдется, пусть правильно выберет для нее место. Так, у малыша развивается слуховое восприятие и пространственное мышление.

 

5. Изучаем понятия "далеко" и "близко".

 

Расставим часть матрешек близко, чтобы до них можно было дотянуться рукой. А часть - подальше. Говорим малышу: "Давай дотянемся до матрешек. Они стоят близко к нам, до них легко дотянуться". "А давай попробуем дотянуться до тех матрешек. Не получается. Потому что они далеко от нас".

 

6. Учимся считать вместе с матрешками.

 

В игровой форме можно с легкостью научить малыша считать. Посчитаем, сколько матрешек пошло в лес, а сколько осталось дома? Сколько матрешек сели за стол кушать? Сколько им нужно тарелочек? Сколько матрешек спят? И т.д.

 

Расставим матрешки в ряд по росту, положим рядом с каждой тарелочку и квадратик, вырезанный из бумаги, на котором напишем цифру. Самая маленькая матрешка под номером 1, побольше - под номером два и т.д. А теперь будем кормить матрешек. Едой может служить мозаика, фасоль, разрезанные коктейльные трубочки, бусины, орешки, кукольная еда из плей-до или соленого теста. 

Сначала положим на каждую тарелочку столько фасолин (орешков, мозаики, бусин и т.п.), сколько указано на бумаге.

Затем раскроем матрешки и положим содержимое тарелочек внутрь.

 

Можно усложнить задание. Одну матрешку покормить пальчиками (положить кукольную еду внутрь нее пальчиками). Пусть это будет самая маленькая раскрывающаяся матрешка, которая "еще не умеет есть ложечкой". Другую матрешку покормить ложечкой. У третьей матрешки пусть вместо ложки будет прищепка. У четвертой - пинцет. И т.д. Такое задание очень полезно для развития мелкой моторики пальчиков и координации движений.

 

7. Игры на развитие памяти.

 

Положим в каждую матрешку что-нибудь (камешек, ракушку, маленькую игрушку, сушку и т.п.). Затем закроем матрешки. Задача ребенка - вспомнить, что лежит в каждой матрешке. Начать можно с двух-трех матрешек. Затем увеличивать количество.

 

8. Игры на развитие слуха.

 

Вместе с ребенком наполним матрешки разным наполнителем. Это может быть горох, фасоль, греча, бусины, мозаика и т.п.). Затем закроем матрешки и попробуем на слух угадать, что в каждой из них находится.

 

9. Ролевые игры.

 

Матрешки замечательно подойдут для ролевых игр с ребенком. Можно поиграть в "дочки-матери", в "садик", обыграть различные семейные ситуации, встречи с другими детьми на детской площадке, праздники (День рождения, Новый год и т.д.).

Покажу, как мы как-то с дочкой играли с матрешками в игру "Детский садик".

 

Игра "Детский сад"

 

1. Распределяем матрешки по группам.

 

Мы выстроили матрешки в ряд по росту. Я сказала дочке, что матрешки пришли в детский садик. Но в нем две группы: старшая и младшая. И нам нужно правильно распределить матрешки по группам. 

Как это сделать? Я попросила дочку показать самую большую матрешку и самую маленькую. Убираем самую большую в одну сторону (отводим ее в старшую группу), а самую маленькую - в другую (в младшую группу). Повторяем то же самое с оставшимися матрешками, выбираем из них самую большую и самую маленькую. Среднюю мы поместили в младшую группу. 

В итоге у нас получилось две группы матрешек. В одной матрешки большие, а в другой - маленькие.

 

Матрешки немного поиграли, каждая в своей группе. А потом наступило время завтрака, и они пошли в столовую кушать.

 

2. Завтрак в садике.

 

Стульчики, тарелочки, скатерть и еду (яблочки) мы сделали из бумаги немного раньше. Для этого мы вместе с дочкой обвели основания матрешек на бумаге. Я вырезала получившиеся кружки. У нас получились стульчики и тарелочки разного размера. Дочка сама все разукрасила.

 

Так вот, матрешки пришли в столовую. Сначала каждой нужно было найти свой стульчик. Некоторые большие матрешки пытались сесть на маленький стульчик, а маленькие - на большой) Но потом все же мы их рассадили правильно. Затем каждой матрешке мы принесли тарелочку по размеру. В середину стола положили яблочки. Каждой матрешке нужно было положить на тарелочку правильное количество яблочек. Самой маленькой - одно яблочко, матрешке побольше - два и т.д. Затем мы раскрыли матрешки, и они стали кушать свои яблочки. Мы поместили все яблочки внутрь матрешек.

 

3. Одеваемся на прогулку.

 

Матрешкам на прогулку нужно одеться. Но они перепутали свою одежду. Верх матрешек назовем платочком или шапочкой, а низ - юбочкой или штанишками. Некоторые большие матрешки взяли юбочки у маленьких, а маленькие - у больших. Помогаем матрешкам правильно одеться.

 

 

4. Идем на прогулку.

 

Наконец-то матрешки одеты. Снова разделим их на две группы: старшую и младшую. Разделили? А теперь пусть самая большая из старшей группы возьмет под ручку самую большую из младшей группы и т.д.

Построились по парам? Теперь идем на прогулку!

 

 

5. На прогулке.

 

А на прогулке мы отпраздновали День рождение самой младшей матрешеньки) Поставили ее в круг и стали водить вокруг нее хоровод: "Как на Матрешкины именины испекли мы каравай...".

 

Дочке не понравилось, что всех Матрешек мы называем одинаково, и тут же были придуманы им всем имена. Затем матрешка-именинница, как полагается, выбрала того, кого больше всех любит. А потом все матрешки поздравили ее с праздником, пожелали каждая свое и подарили подарки. Кто-то подарил бусики, кто-то яблочко, кто-то браслетик. Вообщем, маленькая Матрешенька осталась довольна. ;)

 

6. Идем мыть ручки.

 

После прогулки матрешки пошли мыть ручки друг за дружкой, выстроившись по росту (по старшинству). Я сама поставила их в ряд, специально перепутав местами. Сказала дочке, что, кажется, они перепутали свои места и встали не по порядку, что надо им помочь найти свое место. Дочка поставила их правильно по росту.

 

На обратной дороге они снова перепутали свои места. Помогаем матрешкам еще раз найти свое место.

 

7. Тихий час.

 

Матрешкам пора ложится спать.

Мы нарисовали и вырезали с дочкой кроватки из бумаги, дочка их разукрасила.

 

Каждой матрешке помогли найти свою кроватку.

На этом игра не закончилась. Потом мы еще играли в доктора, так как некоторые детки в садике заболели и ходили к врачу. Заболевших родители забирали из садика. Игра закончилась тогда, когда у матрешек наступил вечер, и их всех родители забрали из садика.

Вот такая интересная игра получилась.

Правда же, матрешка - замечательная игрушка? ;)

 

Наших матрешек дочке подарил папа, привез из командировки.

Вообще, матрешек можно встретить в любой сувенирной лавке. Есть они и в интернет-магазинах. Матрешки в Лабиринте. В Май-шопе (1 вариант, 2 вариант). Есть матрешки под роспись для тех, кто любит рисовать. Некоторые матрешки раскрашены как герои сказок. Например, матрешки по сказке "Колобок", или матрешки по сказке "Репка".

 

Видео "Игры с матрешками":

 

А у вас есть матрешки? Как играете с ними вы?

 

 

Антонина Ефимова Весна,

автор блога "В гостях у Весны"

 

P.S. Буду рада, если вы поделитесь статьей в социальных сетях, рассказав о ней своим друзьям.

 

 

Категория: Обзоры наших любимых игрушек | Добавил: Весна (31.07.2016) | Автор: Антонина Ефимова E W
Просмотров: 955 | Теги: игры с матрешками, деревянные игрушки, любимые игрушки, матрешки, русская народная игрушка, Учимся считать, обзоры игрушек, матрешка, Мелкая моторика | Рейтинг: 5.0/2
Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar